Какие данные собирают антивирусы о пользователях и как эти данные используются в дальнейшем

Какие данные собираютВирусы подстерегают пользователей на каждом шагу – в интернете, при использовании внешних хранилищ данных, использовании беспроводных сетей и т.д. В этом случае на помощь приходят антивирусы. Их использование значительно повышает уровень безопасности компьютера.

Казалось бы, что может быть еще проще: установил антивирус и можешь больше не переживать о том, что твой компьютер будет подвержен заражению, но на деле все не так просто. Дело в том, что практически все антивирусные программы получают полный доступ к устройствам пользователя и собирают данные.

Многих пользователей беспокоит вопрос: какие данные собирает антивирус и с какой целью это делается?

Политика конфиденциальности

Мало кто, при установке антивирусных программ, обращает внимание на политику конфиденциальности и лицензионное соглашение. Это легко объясняется тем фактом, что антивирусные программы как раз-таки и рассчитаны на обеспечение защиты, поэтому многие пользователи особо не переживают по этому поводу.

Некоторые производители даже открыто заявляют о том, что могут передавать информацию о пользователях третьим лицам. Поэтому не стоит лениться, даже если соглашение состоит из множества пунктов и вам не хочется их листать. Лучше лишний раз ознакомиться со всеми условиями, чем потом думать о последствиях.

Также следует обращать внимание на все пункты, которые необходимо заполнять при регистрации и активации антивирусного ПО. Как правило, некоторые поля, например, такие как дата рождения, не всегда являются обязательными для заполнения.

Поэтому, по возможности, рекомендуется указывать как можно меньше данных о себе. А в качестве защитного ПО следует выбирать только хорошо зарекомендовавших себя производителей из списка надежных антивирусов, которым доверяют профессионалы. Для этих целей также не лишним будет ознакомиться с отзывами о продукте, где на помощь придет интернет-поисковик.

Хорошо зарекомендовавший себя антивирус в пользовательском соглашении всегда предупреждает своих пользователей о сборе данных: истории браузеров, платежные данные, адреса электронной почты, телефонные номера и др.

Такой подход производители объясняют тем, что полный доступ ко всей информации на компьютере и сбор конфиденциальных данных необходим исключительно для обеспечения пользователя полноценной защитой от всевозможных угроз со стороны злоумышленников. По их словам, это позволяет максимально оптимизировать свой продукт, повышая тем самым его надежность. Однако на практике все не совсем так.

Какие данные собирают антивирусы

Так как пользователь после установки антивирусного ПО предоставляет ему практически полный доступ к своему компьютеру, антивирус может собирать абсолютно любые данные пользователя. Ведь чтобы обеспечить компьютер надежной защитой, антивирус должен знать, что он будет защищать, поэтому не стоит этого пугаться. Правда, доступ к некоторым данным и сбор некоторого типа информации все же не всегда используется по назначению. Давайте рассмотрим, какую информацию и данные собирают антивирусные программы:

  • Истории браузеров и телефонные номера. Сбор подобного рода информации в большинстве случаев используется в рекламных целях для рекламы очередного продукта потенциальным клиентам. Антивирус собирает информацию о наиболее посещаемых пользователем ресурсах (сайты, социальные сети, онлайн-сервисы и т.д.) и, исходя из его предпочтений, рекламирует свою продукцию или товары партнеров. Что касается телефонных номеров, то тут все просто: новые контакты – это новые клиенты, которым можно будет в дальнейшем предложить новые продукты и товары.
  • Персональные данные: ФИО, дату рождения и пол пользователя также доступны антивирусным ПО. Однако сбор таких данных не всегда является обоснованным, и, в зависимости от версии антивируса, может предоставляться по желанию пользователя. Вероятнее всего, сбор подобного рода информации опять же связан с маркетинговыми целями производителей. В конце концов производители могут сотрудничать и с третьими лицами и заниматься рекламированием продуктов производителей-партнеров.
  • Биометрические данные и сексуальные предпочтения. Как бы глупо это не прозвучало, но некоторые антивирусы собирают информацию о сексуальных предпочтениях и биометрических данных пользователя. Довольно сложно объяснить, как может улучшить работу антивируса сбор такой информации и для чего она необходима на самом деле. Вероятнее всего, также как и в предыдущем случае, здесь замешаны специалисты по маркетингу. Также не исключено, что такую информацию производители могут даже продавать третьим лицам, чтобы те могли активно продвигать свою продукцию.
  • Банковские счета и электронные кошельки. За сохранность этой информации можно не переживать, так как это как раз тот случай, когда антивирусы собирают информацию только с той целью, чтобы обеспечить полноценную защиту. Антивирус, получив информацию о платежных данных, защищает ее от злоумышленников.

Для каких целей используется собранная информация

Конечно же, большая часть собираемых данных необходима для выполнения прямых задач антивирусного ПО. Но все же довольно нелегко обосновать необходимость обработки таких данных, как, например, пол или возраст пользователя, отпечатки пальцев и его ориентацию и т.д. Важно различать данные, получаемые производителем, опираясь на политику конфиденциальности и той информацией, которая собирается фактически.

Следует помнить, что в наше время большую часть информации о пользователях можно получить за деньги, чем скорее всего и пользуются многие производители антивирусов, продавая данные о своих пользователях третьим лицам и используя их в маркетинговых целях.

На этот счет специалистами даже проводились исследования, результаты которых оказались не совсем утешительными. Статистика показала, что большая часть антивирусных программ собирает практически всю информацию о своих пользователях и использует ее не только для защиты, но и для своих личных целей.

Кроме того, некоторые производители оставляют за собой право проверять почту пользователей. Но это еще не все, по результатам исследования, были обнаружены и такие компании, которые были заинтересованы активностью своих пользователей в соцсетях. Они оставляли за собой право на публикацию записей от имени пользователя и даже на участие в чатах или, как минимум, претендовали на получение доступа к истории переписок.

Менеджеры паролей в антивирусах

Современные антивирусы уже давно перестали быть просто антивирусами. Теперь это целый комплекс ПО, который обеспечивает дополнительную безопасность: встроенный менеджер паролей, VPN, защита от вторжений по сети, родительский контроль, функции антивора, очистка диска и операционной системы мусорных файлов и др.

Встроенный менеджер паролей хранит все ваши логины и пароли, т.е фактически, владеет всеми цифровыми данными, которые у вас есть. Но не стоит переживать на этот счёт, эту информацию антивирусы не используют и не могут использовать в маркетинговых целях. База данных менеджера паролей зашифрована ключом-паролем, который знаете только вы.

Даже, имея сильное желание, разработчики антивируса не могут расшифровать базу данных. По этой же причине, даже если вы забудете главный пароль и станете умолять техподдержку разблокировать доступ к паролям – вам откажут, т.к. для этого просто нет технической возможности.

Напоследок следует отметить, что повысить защиту своих персональных данных можно еще перед тем, как вы зарегистрировали и настроили антивирусное ПО. Перед установкой программы рекомендуется обязательно ознакомиться с пользовательским соглашением, в котором, как правило, присутствуют все положения и условия использования продукта.

Оставить комментарий