Тампопечать для промопродукции и бизнес-подарков

Для брендирования сувенирной продукции используют высокоточную глубокую печать. Технология заключается в переносе принта с клише с помощью гибких роллеров на поверхность.

Распространение получила тампопечать на пластике и других носителях с точной детализацией мелких элементов. На поверхности видны даже штрихи 0,15 мм.

Происхождение тампонной печати

Тампопечать для промопродукции и бизнес-подарков

Технологию открыл полиграфист Декальсье из Франции и ее взяли на вооружение часовщики швейцарских компаний.

С помощью мягких роликов и матриц из меди они переносили принты на циферблаты. Рисунки получались четкими и яркими. Новшество позволило отказаться от ручной росписи, что заметно экономило время и средства.

До 60-х годов XX века прошлого века тампопечать использовали в основном в Европе. Низкая популярность метода объяснялась хрупкостью роллеров, быстро выходивших из строя, медленным высыханием оттисков. Инженер из Германии по имени Уилфрид Филиппа их модернизировал, заменив пластичный желатин жесткой резиной холодной вулканизации.

К середине 60-х году технология обрела вторую жизнью. Устойчивый к агрессии растворителей и красок силикон открыл новые перспективы в печати. Использование тампонов из резины высокой жесткости улучшило качестве печати, и в разы ускорило работу.

Слои наносили повторно друг на друга без высыхания краски между прогонами. Инженер не прекращал экспериментировать, и занялся конструкцией механического станка с приводом.

Оборудования для тампопечати вскоре было готово. Спустя 3 года в Дюссельдорфе он представил первую электрическую машину для нанесения дизайнов на ровные и криволинейные плоскости. Сразу поступил заказ на партию станков в количестве 100 штук от компании Швейцарии по производству часов.

Технология тампонной печати

Тампопечать на часах

Подготовки печати включает несколько этапов: обезжиривание, сушку, травление, засветку, проявку и обработку изображения. Для работы нужны:

  • ванночка с форракелем в виде пластины с пазом;
  • ракельный нож;
  • экспонирующая камера;
  • комплект для проявки со спиртомером;
  • расходники и пигменты.

Как работает тампон?

Для печати на пластике, ручках, других мелких предметов на матрицу фотографировочным способом наносят дизайн, опускают роллеры в ванночку с красителем, излишки смахивают ракелем. Пигмент переносят в рабочее поле.

Здесь важно правильно использовать тампон. После забора краски роллеры накатным движениями плотно прижимают к носителю, иначе оставшийся воздух образует пузырьки, что исказит картинку.

Ключевое условие идеального оттиска – создание с поверхностью увеличенного пятна в зоне контакта.

Небольшая площадь покрытия обусловлена размерами тампонов (5-7 мм).

Что такое тампоны?

Тампонная печать на ручках

Так называют эластичные роллеры из силикона и полиэфируретана.

По виду бывают: сферические, прямоугольные и цилиндрические.

Жесткость и геометрию выбирают исходя из материала носителя. Тиражестойкость достигает до 100 000 оттисков.

На качественные показатели влияет жесткость (5-30 ед. по Шору). Она создает давление в рабочем поле, влияет на перенос краски на носитель, яркость оттиска, защищает от деформации.

Показатель жесткости определяет объем силиконового масла.

Как часто надо менять тампон?

Это зависит от носителя и аккуратного обращения. Микрочастицы грязи, острые края керамических сувениров приводят к быстрому истиранию силикона Роллер быстро изнашивается в агрессивных составах.

Проблема чаще возникает с мягкими материалами: содержащиеся в составе пластификаторы вымываются, поэтому тампон протекает.

Жесткие роллеры не подходят для нанесения логотипа на пластик, силикон, криволинейные поверхности.

Какие тампоны лучше?

При выборе обращают внимание на форму кончика. Это особенно важно при печати плашек.

Если он не достигает пробелов, меняют на аналог со средним углом качения и заостренным «носиком», иначе белые просветы испортят визуальное впечатление.

Если он чересчур острый, в точках соприкосновения может выдавить краску.

Виды клише

Лучшая форма тампона для печати

Для работы используют матрицы дизайна – плоские формы из стали твердостью 61-63 Hrc, фотополимеров, металлические с фоточувствительным слоем. Материал определяет срок службы матриц.

Полимерные подходят для лимитированных тиражей до 10000 штук. Из-за стоимости и сложного производства для рекламной печати клише из стали не используют.

Распространение получили фоточувствительные для нанесения тонких штрихов, не требующие растрового засвечивания.

Клише изготавливают каждый раз для новых дизайнов.

Перед началом работы протравливают на 20-30 мкм.

Поскольку тампон захватывает немного краски, глубокое воздействие эффекта не дает. Для тонких линий рекомендуемая глубина: 15 мкм, для объемных изображений: 30 мкм.

Толщина декоративного слоя не превышает 8 мкм.

Фотополимерные бывают одно-двухслойные. Поверхность защищена спирто-и водовымывной пленкой. Клише состоят из жесткого основания, адгезивного и светочувствительного слоев.

На полимерную пластину накладывают негатив и смачивают в воде, обжимаются стеклянными пластинками, экспонируют в камере с УФ-лампами 2-3 минуты.

После отверждения формы вымывают, сушат, еще раз засвечивают без негатива.

Глубина промывки (до 400 мкм) зависит от технологических составляющих.

Однослойные модели используют для печати малоформатных изображений, двухслойные универсальные. Спиртовымывные формы обеспечивают более стабильный цвет.

Изделия с изображениями нанесенными тампопечатью

Краски для тампопечати

Одно-двухкомпонентные составы высокой вязкости образуют тонкий декоративный слой. В работе чаще использую мгновенно высыхающие однофазные составы.

При многокрасочной печати изделия сушат 30 минут горячим воздухом.

Двухкомпонентные рассчитана для полимеризации. Когда катализатор вступает в реакцию, растворитель разъедает поверхность носителя, образует с пигментом и резиной однородную массу.

Отвердители из состава усиливают полимеризацию. Формулы включают:

  • резину;
  • порошковый пигмент;
  • пластификаторы и ПВА для улучшения сцепления с основанием, стабильности цвета;
  • летучий растворитель для вязкости.

Для шелкографии на пластике и тампопечати с созданием матовых и глянцевых декоров наша компания чаще использует однокомпонентные составы.

Плашечные цвета Pantone получаются насыщенными и стойкими.

Полноцветное изображение и градиентные цветовые переходы тампопечать не передает. Для этого цели используем УФ-печать. Мы маркируем серийную продукции, наносим мерчи и логотипы на пластик, одежду, оформляем раздаточную полиграфию.

Заказываете у нас (ADMOS) тематические подарки для компании, промоакций, имиджевые сувениры бизнес- партнерам.

Оставить комментарий